Увольнение госслужащего

В ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» прописаны основания, на которые опираются при расторжении служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. Они во многом совпадают с нормами ст. 81 ТК РФ, однако некоторые отличия все-таки имеются. Давайте разберемся, как происходит процедура увольнения гражданского служащего, на каких основаниях это происходит, какие документы необходимо подготовить для увольнения, и как должен вести себя работодатель, собирающийся уволить служащего.

Оглавление

Законодательная база

Для госслужащих существует отдельный Федеральный закон, регламентирующий все тонкости, касающиеся их увольнения. В ст. 37 данного закона прописаны основания, достаточные для расторжения служебного договора. А из ст. 39 можно узнать различия между увольнением и освобождением от служебных обязанностей.

Кроме того, отдельные положения ст. 81 ТК РФ также применимы по отношению к представителям государственной службы. Но, как правило, при увольнении работодатели опираются на Федеральный закон.

В сентябре 2010 года вышло Постановление правительства №700, а в 2013 году к этому документу была составлена дополнительная памятка. Она предназначена для помощи госслужащим, которые разрывают служебный договор и получают полный расчет.

На данный момент есть несколько примеров подобного документа. Например, памятка, изданная Министерством труда, Федеральным казначейством и Министерством природных ресурсов.

Основания увольнения

Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с нее в случае:

  • Несоответствия служащего замещаемой должности гражданской службы:
    • По состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением
    • Вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации
    •  Утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом о госслужбе и Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
  • Неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.
  • Однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей:
    • Прогула (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня)
    • Появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения
    • Разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей
    • Совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях
    • Нарушения служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий
  • Совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя
  • Принятия служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа
  • Однократного грубого нарушения служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ
  • Предоставления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта
  • Прекращения допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям
  • Отсутствия на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством РФ не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании или если для определенной категории граждан законодательством РФ не предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности)
  • В иных случаях, предусмотренных Законом о госслужбе и другими федеральными законами (ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе)

Особенности увольнения гражданского служащего в свете трудового законодательства

Сразу отметим, что Законом о госслужбе установлено два следующих понятия: освобождение от замещаемой должности и увольнение с государственной службы.

Не всегда освобождение от должности заканчивается увольнением гражданского служащего. Так, ст. 39 Закона о госслужбе предусмотрено приостановление служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон: призыв на военную службу, избрание или назначение служащего в профсоюзный орган, чрезвычайные обстоятельства (военные действия, катастрофа и др.) и т. д.

В этих случаях гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и включается в кадровый резерв. И только если в течение трех месяцев после прекращения вышеперечисленных обстоятельств служащий не назначен на должность гражданской службы, то служебный контракт подлежит прекращению, а служащий увольняется с гражданской службы и исключается из реестра гражданских служащих.

Сравнивая основания расторжения служебного контракта и увольнения гражданского служащего по инициативе представителя нанимателя, установленные ст. 37 Закона о госслужбе, и основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя, установленные ст. 81 ТК РФ, можно отметить следующие особенности:

  • В силу ст. 37 Закона о госслужбе представитель нанимателя может уволить служащего, если он не соответствует замещаемой должности по состоянию здоровья согласно медицинскому заключению. Увольнение допускается, если служащего невозможно перевести с его согласия на иную должность гражданской службы. То есть в случаях, когда гражданский служащий нуждается в соответствии с медицинским заключением в предоставлении иной должности вследствие того, что выполнение обязанностей по замещаемой должности ему противопоказано или опасно для гражданских служащих или граждан, с которыми он связан по службе, то при его отказе от перевода на иную должность гражданской службы, не противопоказанную ему по состоянию здоровья, либо отсутствии в государственном органе соответствующей должности служебный контракт расторгается и служащий увольняется с гражданской службы. Если служащий признается полностью нетрудоспособным согласно медицинскому заключению, он будет уволен по норме ст. 39 Закона о госслужбе по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Что касается Трудового кодекса, увольнение работника, полностью неспособного к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, также относится к увольнению по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. В данном случае работодатель не обязан предлагать перевод на иную должность. А предложить работнику перевод на другую работу работодатель должен, если это требуется в соответствии с медицинским заключением (ст. 73 ТК РФ).
    Обратите внимание, что в случае отказа служащего от перевода на иную должность гражданской службы либо отсутствия такой должности в том же государственном органе служебный контракт прекращается, служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с нее в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33, а не п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе.
  • В статье 37 Закона о госслужбе отсутствуют такие основания увольнения, предусмотренные ст. 81 ТК РФ, как смена собственника имущества организации и совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка
  • В силу пп. «д» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работник может быть уволен за нарушение требований охраны труда, повлекшее за собой тяжкие последствия, если это нарушение было установлено комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда. В Законе о госслужбе оговорка о том, что такие нарушения должны быть установлены комиссией или уполномоченным по охране труда, отсутствует. Если толковать данное положение дословно, то гражданский служащий может быть уволен и тогда, когда нарушение будет обнаружено любым лицом, а не только комиссией или уполномоченным лицом. Но в любом случае нарушение требований охраны труда служащим должно быть установлено и подтверждено соответствующими документами: актом о несчастном случае, экспертным заключением, постановлением инспектора контролирующего органа и др.
  • Гражданский служащий увольняется по инициативе работодателя в случае прекращения допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Трудовым кодексом такое основание отнесено к прекращению трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, и в данном случае увольнение допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (ч. 2 ст. 83 ТК РФ). Что касается перевода гражданского служащего при увольнении по данному основанию, на него действие Трудового кодекса не распространяется, поскольку эта ситуация регулируется специальной нормой закона
  • Законом о госслужбе установлено основание увольнения гражданского служащего в случае его отсутствия на службе более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, так как более длительный срок не предусмотрен законодательством. В случае расторжения служебного контракта по данному основанию служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания
  • Еще одно основание, уволить по которому можно только госслужащего, — это выход из гражданства РФ или приобретение гражданства другого государства. Данное основание выделено в ст. 41 Закона о госслужбе: по решению представителя нанимателя служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с нее со дня выхода из гражданства РФ или приобретения гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ
  • Статьей 27 Закона о госслужбе предусмотрено увольнение служащего, не прошедшего испытание. Напомним, что гражданским служащим (за исключением лиц, названных в п. 3 ст. 27 Закона о госслужбе) может устанавливаться испытательный срок продолжительностью от трех месяцев до одного года, а назначенным на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа — от трех до шести месяцев
При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим до истечения срока контракта, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого служащего не выдержавшим испытание.

Однако при этом представитель нанимателя может не увольнять служащего, а предоставить ему ранее замещаемую должность гражданской службы.

Испытание не устанавливается:

  • Беременным женщинам
  • Гражданам, окончившим обучение в образовательных учреждениях профессионального образования и впервые поступающим на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения такой службы
  • Гражданам и служащим при замещении должностей гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», которые замещаются на определенный срок полномочий
  • Госслужащим, назначенным на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с реорганизацией или ликвидацией госоргана либо сокращением должностей гражданской службы
  • В иных случаях, предусмотренных Законом о госслужбе и другими федеральными законами

Увольнение в связи с ликвидацией (реорганизацией) органа или сокращением штата

Отдельно отметим такие основания расторжения служебного контракта, как реорганизация, ликвидация государственного органа и сокращение должностей гражданской службы. В Законе о госслужбе данные основания не отнесены ни к увольнению по инициативе представителя нанимателя, ни к увольнению по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. В соответствии с п. 30 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при увольнении гражданских служащих в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы следует руководствоваться положениями ст. 31, 33 и 38 Закона о госслужбе.

Обратите внимание! Трудовой кодекс, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом о госслужбе.

В силу ст. 31 Закона о госслужбе при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы служащему может быть предоставлена возможность замещения другой должности с учетом его квалификации, образования и стажа. Кроме этого, служащий может быть направлен на профессиональную переподготовку или повышение квалификации. В случае отказа от замещения другой должности или прохождения переподготовки (повышения квалификации) служащий подлежит увольнению, но не в связи с ликвидацией или сокращением штата, а в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе: отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы.

При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим. При этом за два месяца он должен предупредить и профсоюзный орган (ст. 38 Закона о госслужбе).

В течение этого срока в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих, по результатам которой служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

При увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, а выходное пособие не выплачивается.

Подчеркнем: в силу ст. 31 Закона о госслужбе предложение служащему другой должности или переподготовки (повышения квалификации) является правом, а не обязанностью представителя нанимателя, что подтверждается и судебной практикой.

Так, Московский городской суд при рассмотрении надзорной жалобы А. вынес определение от 09.04.2012, которым было отказано А. в признании незаконным приказа о ее увольнении с государственной гражданской службы, признании факта длительной дискриминации трудовых прав, восстановлении в должности и взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула.

Из материалов дела следует, что А. замещала должность начальника отдела нормативно-методической работы Департамента координации подготовки к Олимпийским играм Минрегиона. Приказом от 14.03.2011 А. уволена с государственной службы с указанной должности в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе. О сокращении должности государственной гражданской службы А. уведомлена 11.01.2011, с приказом об увольнении ознакомлена 14.03.2011. 15.03.2011 А. получила трудовую книжку на руки, о чем расписалась в журнале. А. считает, что в нарушение действующего законодательства при сокращении ее должности ей не предлагались другие имеющиеся вакантные должности. Это и послужило поводом обращения в суд. Однако во всех судебных инстанциях действия представителя нанимателя были признаны законными, поскольку в силу действующего законодательства, а именно ст. 31, 33 Закона о госслужбе и ст. 11 ТК РФ, в соответствии с которой на государственных гражданских служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законом не предусмотрена обязанность работодателя предоставить гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же либо в другом государственном органе. Это является лишь правом работодателя. Нарушений норм действующего законодательства при увольнении А. не установлено, у работодателя имелось основание для увольнения по п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе, поскольку должность А. была сокращена. Порядок увольнения представителем нанимателя был соблюден.

Отметим также, что поскольку ликвидация или сокращение штата не относится к увольнению по инициативе представителя нанимателя (как установлено ст. 81 ТК РФ), служащие лишаются некоторых гарантий.

Например, не допускается увольнение с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период пребывания служащего в отпуске, в том числе по беременности и родам, и в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей.

К сведению. Постановлением КС РФ от 22.11.2011 N 25-П были признаны не соответствующими Конституции РФ п. 4 ст. 31, п. 6 ч. 1 ст. 33 и ст. 37 Закона о госслужбе в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования ими допускается увольнение с государственной гражданской службы одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, в связи с сокращением замещаемой должности по инициативе представителя нанимателя.

Представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности не менее чем за два месяца. Возникает вопрос: а должен ли представитель нанимателя выплатить служащему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, согласно ст. 180 ТК РФ? Ведь ст. 31 Закона о госслужбе данное условие не предусмотрено. Поскольку данный вопрос для госслужащих не регулируется, представитель нанимателя должен действовать в соответствии со ст. 180 ТК РФ, то есть при расторжении служебного контракта ранее двух месяцев выплатить работникам компенсацию.

Какие документы нужны для расторжения контракта

Документы, необходимые для расторжения контракта, зависят от основания увольнения. Например, при расторжении служебного контракта:

  • По соглашению сторон — подготовьте дополнительное соглашение (ч. 5 ст. 24 Закона о государственной гражданской службе, п. 22 Примерной формы служебного контракта, утвержденной Указом Президента РФ от 16.02.2005 N 159)
  • По инициативе госслужащего — получите от него заявление за две недели до дня увольнения. Исключения составляют отдельные случаи, например выход госслужащего на пенсию (ч. 1 и 2 ст. 36 Закона о государственной гражданской службе)
  • По инициативе представителя нанимателя, например при сокращении должностей, — подготовьте и вручите уведомление об увольнении и получите от госслужащего письменный отказ от предложенных вакантных должностей в этом же и в других госорганах (при наличии таких вакансий) (ч. 2, 5 и 6 ст. 31 Закона о государственной гражданской службе)

Как издать приказ (распоряжение) об увольнении

Необходимость оформления приказа установлена ч. 2 ст. 33 Закона о государственной гражданской службе.

Форму приказа (распоряжения) разработайте самостоятельно либо воспользуйтесь унифицированной формой N Т-8, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1.

При применении унифицированной формы придерживайтесь терминологии и особенностей порядка прохождения госслужбы, установленного в Законе о государственной гражданской службе (Письмо Минздравсоцразвития России от 02.04.2008 N 835-17).

Имеющиеся в форме реквизиты удалять нельзя. Дополнять новыми можно, однако это должно быть оформлено актом госоргана (абз. 2 и 3 Порядка, утвержденного Постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 N 20).

Если госслужащий уходит в отпуск с последующим увольнением, то дополнительно к приказу по форме N Т-8 издайте приказ о предоставлении отпуска по форме N Т-6.

При использовании разработанной формы все можно включить в один приказ.

В нем рекомендуем указать:

  • Основание расторжения служебного контракта. В последующем эта информация понадобится для заполнения трудовой книжки (п. 10 Правил ведения и хранения трудовых книжек)
  • Дату прекращения служебного контракта. Днем прекращения служебного контракта является последний день службы, за исключением случаев, когда госслужащий фактически не работал, но за ним сохранялось место работы (должность) (ч. 3 ст. 84.1 ТК РФ)

При увольнении в связи с выходом госслужащего из гражданства РФ (п. 12 ч. 1 ст. 33 Закона о государственной гражданской службе) датой увольнения будет день выхода из гражданства РФ либо день приобретения гражданства другого государства (ст. 41 Закона о государственной гражданской службе).

При увольнении по инициативе госслужащего и при нахождении его на больничном дата увольнения может быть перенесена по его письменному заявлению на период после окончания болезни (ч. 8 ст. 36 Закона о государственной гражданской службе).

При увольнении после окончания отпуска днем увольнения будет последний день отпуска (ч. 13 ст. 46 Закона о государственной гражданской службе). При этом необходимо указать даты начала и окончания отпуска, количество дней отпуска и за какой период он предоставляется;

  • Реквизиты документа, послужившего основанием увольнения
  • Сведения о видах денежных выплат, причитающихся госслужащему

Подписанный приказ нужно зарегистрировать. Дата регистрации не должна быть позднее даты прекращения служебного контракта. При предоставлении отпуска с последующим увольнением дата должна быть не позднее дня, предшествующего дню наступления отпуска.

Ознакомьте госслужащего с приказом под подпись. Если это сделать невозможно или госслужащий отказывается его подписывать, то на приказе сделайте соответствующую запись (ч. 2 ст. 84.1 ТК РФ).

Подлинник приказа подшейте в дело согласно установленной в госоргане номенклатуре дел, а копию — в личное дело госслужащего (пп. «м» п. 16 Положения о персональных данных госслужащих, утвержденного Указом Президента РФ от 30.05.2005 N 609).

Как произвести выплаты при расторжении контракта

Финансовая служба госоргана на основании приказа оформляет записку-расчет и начисляет госслужащему денежные выплаты.

Срок выплат

Рассчитаться с госслужащим нужно в последний день службы. Исключения составляют случаи, когда госслужащий фактически не работал, но за ним сохранялось место работы (должность). Например, при увольнении служащего в период отпуска по уходу за ребенком (ч. 4 ст. 256 ТК РФ) днем увольнения будет дата, указанная госслужащим в заявлении об увольнении. При этом должен быть соблюден срок предупреждения об увольнении.

Если госслужащий берет перед увольнением отпуск, выдать расчет нужно в последний служебный день перед уходом в отпуск.

На это указано в ч. 3, 4 ст. 84.1, ст. 140 ТК РФ, ч. 1 и 5 ст. 36 Закона о государственной гражданской службе.

Какие выплаты положены служащему

При увольнении госслужащему полагается:

  • Денежное содержание за отработанный период (ч. 1 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе)
  • Выплаты (компенсации, возмещение расходов) в рамках основных и дополнительных госгарантий (ч. 10 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе)
  • Выплаты, которые установлены федеральными законами или законами субъектов РФ, а также иными нормативными правовыми актами РФ или субъектов РФ (ч. 10 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе). Например, госслужащим г. Москвы предусмотрено возмещение стоимости проезда к месту отдыха и обратно, а также компенсация за неиспользованную санаторно-курортную путевку (п. п. 6 и 7 ч. 1 ст. 42 Закона г. Москвы от 26.01.2005 N 3)
  • Компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания без выплаты выходного пособия, которая выплачивается в определенных случаях
  • Денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (ч. 13 ст. 46 Закона о государственной гражданской службе)
  • Пособие по временной нетрудоспособности, если госслужащий уволен в период временной нетрудоспособности либо он заболел в течение 30 календарных дней со дня увольнения (ч. 2 ст. 5 Закона N 255-ФЗ)

Какие выплаты положены при сокращении госслужащего

При сокращении должностей служащему положены выплаты, указанные выше, а также дополнительные компенсации:

  • При увольнении служащего с его письменного согласия ранее срока, указанного в уведомлении об увольнении. Размер компенсации в этом случае равен содержанию госслужащего, которое исчислено пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (ч. 7 ст. 31 Закона о государственной гражданской службе)
  • При увольнении из госорганов, которые расположены в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Такаякомпенсация может быть выплачена только при определенных условиях (ч. 3.2 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе)

Как внести запись в трудовую книжку и личную карточку госслужащего

В день расторжения служебного контракта внесите запись об этом в трудовую книжку госслужащего.

Запись должна быть сделана без сокращений и содержать точные формулировки из Закона о государственной гражданской службе и приказа (распоряжения) об увольнении.

Заверьте запись подписью сотрудника, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью госоргана и подписью увольняемого.

Такие правила установлены в п. п. 10, 11, 14, 15 и 35 Правил ведения и хранения трудовых книжек.

Запись в трудовой книжке продублируйте в личной карточке госслужащего (унифицированная форма N Т-2ГС(МС)) и ознакомьте госслужащего с записью в карточке под подпись (п. 12 Правил ведения и хранения трудовых книжек).

Какие документы нужно выдать госслужащему

Трудовая книжка

Книжка выдается в день увольнения под подпись в личной карточке, а также книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.

Если госслужащий взял перед увольнением отпуск, то книжка выдается в последний день службы перед отпуском.

Об этом сказано в ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ, ч. 5 ст. 36 Закона о государственной гражданской службе и п. 41 Правил ведения и хранения трудовых книжек.

Задержка выдачи трудовой книжки по вине представителя нанимателя влечет следующие последствия (п. 35 Правил ведения и хранения трудовых книжек):

  • День увольнения переносится, таковым становится день выдачи трудовой книжки
  • Госслужащему возмещается денежное содержание за все время задержки
  • О новом дне увольнения издается приказ и вносится запись в трудовую книжку. Ранее внесенная запись о дне увольнения признается недействительной

Если госслужащий отсутствует либо отказывается получить на руки трудовую книжку, направьте ему уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправку ее по почте.

Важно! Со дня направления уведомления представитель нанимателя освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки. Без согласия госслужащего пересылать ему по почте трудовую книжку нельзя.

На это указано в ч. 6 ст. 84.1 ТК РФ, п. 36 Правил ведения и хранения трудовых книжек.

По письменному обращению госслужащего, не получившего трудовую книжку после увольнения, выдайте ее не позднее трех рабочих дней со дня такого обращения (ч. 6 ст. 84.1 ТК РФ).

Копии документов, связанных с прохождением госслужбы

Данные документы выдаются безвозмездно по письменному заявлению госслужащего. Это могут быть, например, копии приказов о назначении на должность, о переводах, о присвоении классного чина.

Документы должны быть заверены (ч. 4 ст. 84.1, ч. 1 ст. 62 ТК РФ) и подписаны служащим во избежание возможных споров.

Справка о зарплате, иных выплатах и вознаграждениях

Справку готовит сотрудник финансового подразделения госоргана по установленной форме. Она выдается в день увольнения (в последний день службы перед уходом в отпуск) либо по заявлению госслужащего после увольнения не позднее трех рабочих дней. На это указано в п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Закона N 255-ФЗ.

Если невозможно вручить справку в эти сроки, нужно направить госслужащему уведомление о необходимости явиться за ней либо дать письменное согласие на отправку справки по почте. Если служащий согласен принять ее по почте, получите от него письменное подтверждение (п. 2 Порядка, утвержденного Приказом Минтруда России от 30.04.2013 N 182н).

Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета

Эти сведения (выписки) также готовят сотрудники финансового подразделения госоргана. Они передают документы со сведениями для индивидуального учета госслужащему в день увольнения, а их копии — не позднее пяти календарных дней со дня обращения служащего (п. 4 ст. 11 Закона о персонифицированном учете).

Сведения для индивидуального учета отражаются:

  • В разд. 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах» расчета по страховым взносам (Приложение N 1 к Приказу ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/[email protected])
  • В форме СЗВ-М (сведения о застрахованных лицах)
  • В форме СЗВ-СТАЖ (сведения о страховом стаже застрахованных лиц)

Справка 2-НДФЛ

Справка 2-НДФЛ выдается госслужащему по его заявлению сотрудником финансового подразделения госоргана (п. 3 ст. 230 НК РФ).

В каких случаях нужно получить от госслужащего служебное удостоверение

Обязанность госслужащего сдать удостоверение установлена только в случае увольнения по инициативе представителя нанимателя (ч. 4 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе). Однако вы можете попросить сдать это удостоверение и в других случаях увольнения.

Как подготовить и направить информацию об увольнении госслужащего

Информацию об увольнении нужно направить, если госслужащий подлежит воинскому учету или с него удерживались алименты и иные суммы. Актами госоргана могут быть установлены иные случаи, при которых нужно направить информацию об увольнении госслужащего (см., например, п. 5 Приказа Госадмтехнадзора Московской области от 01.11.2006 N 123-Пр).

Информация для воинского учета

Такая информация направляется в военный комиссариат и (или) орган местного самоуправления в двухнедельный срок с даты увольнения. Это делает сотрудник, который ведет воинский учет в госоргане, по установленной форме.

На это указано в пп. «а» п. 29 Методических рекомендаций по ведению воинского учета и пп. «а» п. 32 Положения о воинском учете.

За неисполнение этой обязанности виновному лицу (представителю нанимателя или сотруднику, ответственному за военно-учетную работу) грозит штраф от 300 до 1 000 руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).

Информация об алиментах и иных удержаниях

Судебному приставу-исполнителю нужно направить поступившую от него копию исполнительного документа, а взыскателю — исполнительный документ.

На них необходимо отметить основание окончания исполнения исполнительного документа и взысканную сумму. На подлиннике исполнительного документа нужно еще указать, за какой период проводилось каждое взыскание.

Эту информацию направляет, как правило, сотрудник финансового подразделения госоргана не позднее дня, следующего за днем увольнения (ч. 4.1 ст. 98 Закона об исполнительном производстве).

Если удержания были связаны с уплатой алиментов, то дополнительно нужно направить информацию об увольнении, о новом месте работы или жительства должника (если оно известно) судебному приставу-исполнителю по месту исполнения решения о взыскании алиментов, а также лицу, получающему алименты, в трехдневный срок (п. 1 ст. 111 СК РФ).

Рекомендуем направить и исполнительный документ, и сообщение одновременно не позднее дня, следующего за днем увольнения.

За несвоевременный возврат исполнительного документа предусмотрен штраф (ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ):

  • От 15 до 20 тыс. руб. для должностных лиц
  • От 50 до 100 тыс. руб. для госоргана как юрлица

Как исключить госслужащего из реестра

Уволенный госслужащий исключается из реестра, если контракт расторгнут по его инициативе (ч. 6 ст. 36 Закона о государственной гражданской службе). Однако, на наш взгляд, это возможно и в иных случаях, поскольку в реестре должны находиться сведения только о действующих госслужащих (ст. 43 Закона о государственной гражданской службе).

Порядок и срок исключения устанавливает госорган. Например, госслужащие Казначейства России исключаются из реестра не позднее дня, следующего за днем расторжения служебного контракта и увольнения с госслужбы (п. 8 Порядка организации ведения реестров, утвержденного Приказом Казначейства России от 25.12.2013 N 305).

Как расторгнуть срочный служебный контракт

В целом порядок расторжения срочного служебного контракта незначительно отличается от расторжения бессрочного контракта.

Важно учесть некоторые особенности, например, до увольнения нужно уведомить госслужащего об истечении срока контракта.

Как уволиться с госслужбы по собственному желанию?

Практически каждый знаком с процедурой увольнения по собственному желанию. Расторгнуть трудовой договор не представляется сложным в плане документального оформления. Сотруднику достаточно в свободной форме письменно составить заявление и оповестить руководителя о желании уйти. Как правило, оповещение производится за две недели до фактического ухода с должности.

Однако что делать, если человек является не простым наемным рабочим, а состоит на госслужбе? Как уволиться государственному служащему – это отдельный вопрос, заслуживающий внимания. Увольнение из государственного учреждения обладает своими особенностями и нюансами в плане оформления. В нашей статье мы разберемся в возможных сложностях этого процесса и расскажем, как производится увольнение с госслужбы по собственному желанию или по инициативе нанимателя.

Чем поступление на госслужбу отличается от обычной работы?

Государственная служба – это профессиональная служебная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов как федерального, так и регионального масштаба.Для поступления на нее потребуется обладать профессиональными знаниями, навыками и стажем по требуемой специальности.

Отбор кандидатов для поступления на государственную службу производится с помощью конкурса, всех претендентов проверяют на соответствие определенным критериям. Конкурс осуществляется в несколько этапов, начиная от подачи заявки по объявлению об освободившейся должности и заканчивая полным прохождением конкурсной комиссии. Помимо профессиональных качеств каждого претендента, будут оценивать и некоторые личные.

Одним из ключевых различий относительно трудоустройства является то, что свою деятельность служащий будет осуществлять не по трудовому договору. Для государственных служащих предусмотрено оформление по служебному контракту. Конечно же, на госслужащих распространяются и стандартные нормы Трудового Права, но при этом у госслужбы имеется свой собственный ряд правовых актов. Все они прописаны в Федеральном Законе «О Государственной гражданской службе РФ».

За что могут уволить?

Основания для прекращения служебного контракта и для освобождения от должности в госучреждении указаны в ст. 33 №79-ФЗ, и во многом они перекликаются с Трудовым Кодексом РФ. Так, согласно этой статье, служебный контракт может быть прекращен по причине:

  • Заключенного соглашения между всеми сторонами контракта
  • Истечения срока действия контракта, если он являлся срочным
  • Волеизъявления служащего и его инициативы прекратить контракт
  • Перевода служащего в другой государственный орган или на другую должность
  • Отказа от предложенной для замещения должности, от перевода в другую местность или от перевода на другую должность по состоянию здоровья
  • Совершения или допуска нарушений правил текущего контракта, несоблюдения ограничений, запретов, государственной тайны и обязательств
  • Утраты гражданства Российской Федерации

Помимо вышеописанных пунктов, может быть еще и увольнение по инициативе нанимателя. Конечно же, чаще всего оно будет связано с нарушением установленных правил и норм, предусмотренных для государственного служащего.

В Федеральном Законе «О Государственной гражданской службе» содержится довольно много прописанных ограничений и запретов для служащих.

Если рассматривать именно запреты, то они описаны в ст. 17 №79-ФЗ и в большинстве своем направлены на то, чтобы госслужащий не мог заниматься предпринимательской и политической (избираться, участвовать в агитационных компаниях и прочее) деятельностью.

Как уволиться?

Как и любой другой сотрудник, государственный служащий имеет право уволиться по собственному желанию.

Согласно ст. 36 №79-ФЗ, расторгнуть контракт и уволиться с государственной службы по собственной инициативе он должен с предварительным оповещением руководства.

За две недели до прекращения работы должно быть составлено заявление об увольнении по собственному желанию. То есть государственный служащий точно так же обременен сроком «отработки», пока на его должность будет производиться поиск замены или же конкурс по найму нового служащего.

Со дня подачи заявления и вплоть до момента его вступления в силу (дня увольнения) госслужащий имеет право отозвать его, если по каким-либо причинам передумает покидать занимаемую должность. Однако подобное можно осуществить, только если на его должность не пригласили другого человека.

Заявление

Унифицированного формата заявления не существует, по этой причине он составляется либо в свободной форме, либо на специальных бланках по образцу для конкретного государственного учреждения. По этой причине Вы можете как составить письменное заявление стандартного образца, так и обратиться в кадровый отдел для составления заявления на увольнение по образцу Вашего государственного органа.

Для удобства составления заявления стандартного формата Вы можете воспользоваться образцом, скачав его по ссылке ниже.

Помимо заявления на увольнение по собственному желанию, Вам потребуется получить лист обхода и приказ о выходе из штата. Большую часть оформления документов берут на себя сотрудники кадровых отделов, ими же производится исключение Вас из реестра госслужащих при увольнении и передача личного дела в архив. По этой причине после заполнения обходного листа и по истечении срока отработки Вы уже получите трудовую книжку и соответствующую памятку о правилах поведения после государственной службы.

Видео в помощь

При создании статьи использованы материалы с сайтов:

Оставить комментарий